12 марта 2016

Начало 2016 года ознаменовалось целым рядом новых вопросов предпринимателей по контролю их деятельности со стороны правоохранительных органов и налоговых органов. С этой статьи мы начинаем знакомить наших клиентов и всех желающих с ответами на наиболее часто встречаемые вопросы.

Что делать, если полиция требует представить финансово-хозяйственные документы Вашей организации?
Обращается предприниматель с типичной ситуацией – поступил запрос из УЭБ и ПК о предоставлении документов финансово – хозяйственной деятельности возглавляемой им организации.
Что делать? Что может быть? Вправе ли они? На каком основании? и т.д. Предлагаем Вашему вниманию ответы на так часто интересующие руководителей вопросы.
При этом сразу вынуждены предупредить, что в подобных ситуациях для сопровождения проверки лучше сразу привлечь профессиональных юристов из числа адвокатов, поскольку устранять допущенные ошибки всегда сложнее и не всегда это уже бывает возможно.
 

1.    Вправе ли у Вас запрашивать документы?

За подписью начальника УЭБ и ПК (управление экономической безопасности и противодействия коррупции) направлен запрос о предоставлении документов финансово-хозяйственной деятельности организации. Запрос сделан на основании ФЗ РФ «О полиции» и ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности». 
На основании п. 4 ч. 1 ст. 13 ФЗ РФ «О полиции», в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от …. организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации ….»
В силу ч. 4 ст. 13 Закона «О полиции» требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пунктами 4, 12, 17, 21, 23, 24, 26, 27 части 1 настоящей статьи, обязательны для исполнения всеми … организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее одного месяца с момента вручения требования (запроса, представления, предписания).
Кроме того, в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 13 ФЗ РФ «О полиции» сотрудники полиции вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия; производить при осуществлении оперативно-розыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия…
На основании п. 2 и п. 5 ст. 6 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» при осуществлении оперативно-розыскной деятельности сотрудники полиции вправе наводить справки, исследовать предметы и документы.
В силу п. 5. ст. 15 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.
Таким образом, у оперуполномоченных сотрудников УЭБ и ПК есть правовые основания запрашивать у организаций документы финансово-хозяйственной деятельности, у последних есть обязанности такие документы предоставлять.

2.    Последствия неисполнения запроса.

В соответствии с п. 5. ст. 15 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 19.7. Кодекса РФ об административных правонарушениях («Непредставление сведений (информации»), непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу)… сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу) … таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде 
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Таким образом, хоть и не значительная, но предусмотрена административная ответственность за не предоставление таких документов оперуполномоченным сотрудникам полиции.

Однако, в нашей практике, пока административная ответственность в таких ситуациях не применялась, оперуполномоченные сотрудники полиции действуют более простыми способами: приходят и изымают, в соответствии с вышеназванными п. 10 ч. 1 ст. 13 ФЗ РФ «О полиции» либо п. 8 ст. 6 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», практически все финансово-хозяйственные документы и системные блоки организации.
Для посещения сотрудниками полиции какой-либо организации при проведении доследственной проверки, в порядке ст. 144 УПК РФ, никаких разрешений руководства ГУВД либо суда не требуется (кроме разрешения суда на обыск жилого помещения), поскольку, в соответствии с пунктом 5 ч. 1 ст. 13 ФЗ РФ «О полиции», сотрудники полиции вправе беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать  организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.
Если же к Вам пришли с обследованием Ваших помещений, на основании пункта 8 ст. 6 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», согласно которому сотрудникам полиции в ходе проведения ОРМ предоставлено право проводить «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», потребуйте от проверяющих копию письменного Распоряжение их руководства «о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» (прямо так и называется).
Основания и порядок выдачи (оформления) такого Распоряжения предусмотрен Приказом МВД России от 1 апреля 2014 г. N 199. 
В соответствии с п. 10 указанного Приказа Распоряжение о проведении обследования, перед началом обследования, предъявляется для ознакомления представителю юридического лица либо физическому лицу, копия которого вручается ему под роспись.
То есть, сотрудники полиции в связи с неисполнением запроса, как правило, приходят и изымают все то, что им нужно (и не всегда нужно, с той целью, что «вдруг еще что-нибудь выявится»).
В данной ситуации Вам следует выяснить на основании чего к Вам пришли (в рамках доследственной проверки либо оперативно-розыскных мероприятий), в зависимости от этого требовать представления Вам копии указанного Распоряжения.
Здесь следует уточнить, что Следственный комитет РФ, к чьей подследственности непосредственно относится расследование налоговых преступлений, также, в соответствии со статьей 144 УПК РФ, при проведении доследственной проверки, имеет право истребовать у организаций такие документы, изымать их у организаций в ходе обыска или выемки.
За не предоставление документов непосредственно следователю уже будет грозить ответственность по ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с которой «Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».
То есть, УЭБ и ПК, Следственный комитет РФ имеют право на проверку финансово-хозяйственных документов Вашей организации, за их не предоставление предусмотрена административная ответственность и предоставлена возможность их изъятия в принудительном порядке.

Чем грозит изъятие документов финансово-хозяйственной деятельности и системных блоков организации (иных электронных носителей):
Во-первых: парализуется работа организации. Конечно, статьей 15 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» предусмотрена обязанность сотрудников полиции при изъятии документов и электронных носителей информации предоставлять (не позднее 5 суток) с них копии законному владельцу, однако здесь же есть одна оговорка, которой сотрудники полиции непременно воспользуются – «Не допускается копирование документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, если это может воспрепятствовать осуществлению оперативно-розыскной деятельности».
Таким образом, проблемы в работе организации уже обеспечены, при этом они уже начнутся непосредственно в ходе процедуры изъятия, которая занимает от нескольких часов до целого рабочего дня.
Во-вторых: при обследовании, обыска помещения есть риск выявления каких-либо компрометирующих предметов, документов. Например, могут найти печати, документы, бланки каких-либо сторонних организаций, черную кассу либо вторую бухгалтерию и т.д.
В-третьих: есть риск обнаружения таких компрометирующих документов, в том числе по фирмам-однодневкам непосредственно при изучении сотрудниками полиции изъятых документов и информации на системных блоках.

 

3.    Что нужно делать при получении запроса.

1. Привлечь профессиональных юристов из числа адвокатов для сопровождения данной проверки.
2. Провести предпроверочный, не дожидаясь очного знакомства с представителями органов, анализ финансово-хозяйственных документов организации, на предмет возможного выявления сотрудниками полиции «бестоварных» сделок, сделок с «фирмами-однодневками».

Уголовная ответственность за Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации наступает, в соответствии со статьей 199 УК РФ, вследствие уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном и особо крупном размерах.
На основании указанного Примечания 1. Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.
Таким образом, для исчисления неуплаченных налогов и (или сборов) могут брать период в пределах трех финансовых лет подряд.

Поскольку, из сообщенных доверителем адвокату сведений сумма сделки с поставщиком из запроса УЭБ и ПК составила около 4-х миллионов рублей, что не подпадает под уголовную ответственность по статье 199 УК РФ (поскольку эта сумма менее 10 3от подлежащих к уплате сумм налогов), но сотрудниками полиции запрашиваются сведения финансово-хозяйственной деятельности организации за 3 года (с 2012 по 2014 год, включительно), есть основания опасаться полной проверки деятельности организации за указанные три года.
Кроме того, исходя из сложившейся практики можем уверенно сказать, что в преддверии запроса в Ваш адрес сотрудниками полиции проведен предварительный анализ движения денежных средств по расчетным счетам Вашей организации, сделаны предварительные выводы по имеющимся «бестоварным» сделкам (с фирмами-однодневками), ими уже запрошены документы по интересующим их фирмам, в том числе налоговая отчетность из ИФНС, более чем вероятно, что уже опрошены представители этих фирм, в том числе номинальные директора, и, теперь они ждут документов, а в дальнейшем и объяснений от Вашей организации. Вы вершина их пирамиды в этом расследовании.

В связи с этим, оцените свои риски, совершив несколько действий:
- проведите предпроверочный анализ своих бухгалтерских документов и запросите из банка выписку по счету (счетам) за указанный в запросе период для выявления возможных бестоварных сделок, сделок с «фирмами-однодневками»;
- рассчитайте возможные суммы неуплаченных налогов и (или) сборов, применительно к статье 199 УК РФ;
- установите из числа своих сотрудников исполнителей по данным сделкам и восстановите обстоятельства сотрудничества с такими фирмами (обстоятельства установления контакта, контактное лицо от такой фирмы, обстоятельства заключения договора и исполнения сделки). Поскольку по налоговым преступлениям проверяются не только сами документы, но и опрашиваются сотрудники, работники проверяемой организации, нужно быть готовым к тому, чтобы доказать реальность сделок и назвать представителя контрагента.


          3. В то же время нельзя забывать о возможности обыска и изъятия:

- приведите в порядок документацию в офисе, чтобы не было компрометирующих предметов и документов, в том числе на электронных носителях (нужно помнить, что в распоряжении сотрудников полиции есть программы по восстановлению удаленных документов на электронных носителях информации, поэтому для проверки своих компьютеров нужно приглашать специалиста);
- скопируйте бухгалтерские программы, иные документы на резервные носители и храните их в ином месте, чтобы после изъятия не была парализована деятельность организации;
- предупредите ответственных сотрудников своей организации о возможно предстоящем обыске и изъятии документов. Поскольку сотрудники полиции любят в ходе обыска (изъятия) сразу же устанавливать осведомленных лиц из числа таких сотрудников проверяемой организации и здесь же их опрашивать (также могут без предварительного вызова прийти к ним домой и опросить), нужно предупредить таких работников, чтобы они не давали никаких пояснений и объяснений, даже устных, без присутствия адвоката (пусть вручают повестку).


          4. Ведите диалог с проверяющим сотрудником полиции.

В ходе переговоров нужно сообщить, что запрос находится в стадии исполнения, попытаться выяснить с чем связана проверка, именно в том ли объеме необходимы документы (то есть, все ли строго согласно запросу). Попытаться «поторговаться» по времени исполнения запроса, для его надлежащего исполнения. Я бы спросил еще больше – предвидятся ли какие-нибудь опросы, чтобы сотрудники были готовы морально и восстановили все «имеющие интерес» события.  Пока не будет исполнен вышеуказанный подпункт № 3, я не рекомендую сообщать о невозможности представления каких-либо документов, поскольку опять же к Вам могут прийти с обыском.        

Адвокат  В.В. Моськин
Отв. редактор адвокат А.В. Мелихов

Эту страницу ещё никто не комментировал. Добавить комментарий.