19 декабря 2015

Возможность найма работников вне рамок трудовых отношений (договор аутстаффинга) традиционно представляет большой интерес для отечественного предпринимательского сегмента. Аутстаффинг привлекает как эффективная модель кадровой политики (работники привлекаются только в случае реальной необходимости), а также как способ оптимизации налогообложения.

До недавнего времени данный договор специальной правовой регламентации не имел и предприниматели, в целом, были самостоятельны в определении порядка и условий возмездной адресации трудовых ресурсов.

Однако, недавно эти отношения все же попали в сферу государственного влияния, что ознаменовалось приятием Федерального закона от 05.05.2014 N 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступает в силу 1 января 2016г.).

Суть закона сводится к тому, что с 01 января 2016г. передачу рабочей силы по гражданско-правовым договорам, по общему правилу, смогут производить только частные агентства занятости (ЧАЗ), отвечающие совокупности специально разработанных требований. Заемный труд в иных формах запрещен (ст. 5 ФЗ №116).

Самое существенное требование к ЧАЗ - необходимость получения аккредитации. Порядок получения этой аккредитации вызывал много вопросов, ответ на которые дало недавно обнародованное Постановление Правительства РФ от 29 октября 2015г. № 1165 «Об утверждении Правил аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала)» (вступает в силу также с 01.01.2016г.).

Согласно п.1 Постановления, полномочиями по аккредитации наделяется Федеральная служба по труду и занятости (Роструд, орган аккредитации).

Более того, на сегодняшний день Ростуд уже принимает заявления на получение аккредитации в 2016г., информация о чем размещена на официальном сайте ведомства[1]. Пока документы принимаются только в центральном управлении по адресу 109012, г. Москва, Биржевая площадь, д.1. 

Согласно п.4 Постановления, для получения аккредитации необходимо представить следующие документы:

-заявление по установленной форме (Приложение №1 к Постановлению);

-устав частного агентства занятости (нотариально заверенная копия);

-документы, подтверждающие наличие уставного капитала в размере не менее 1 млн. рублей;

-паспорт руководителя частного агентства занятости или документ, его заменяющий;

-документ о назначении на должность руководителя частного агентства занятости, заверенный печатью частного агентства занятости (при наличии печати) и подписью уполномоченного лица частного агентства занятости;

-документы о высшем образовании руководителя частного агентства занятости;

 -копия трудовой книжки (или документа, ее заменяющего) руководителя частного агентства занятости;

-документ, подтверждающий отсутствие у руководителя частного агентства занятости судимости за совершение преступлений против личности или преступлений в сфере экономики.

Постановление отдельно оговаривает, что требование иных (не поименованных в указанном перечне документов) не допускается.

Согласно п.п. 9,10 Постановления, после регистрации заявления Роструд производит следующие действия:

1)     В случае предоставления неполного пакета документов в течение 5 рабочих дней возвращает документы заявителю (что не исключает возможность подать дополненный пакет документов);

2)     В случае предоставления всех необходимых документов проводит их проверку и в течение 15 рабочих дней принимает решение об аккредитации или об отказе в аккредитации.

О любом из принятых решений орган аккредитации в письменном виде обязан уведомить заявителя не позднее трех рабочих дней.

Общий срок действия аккредитации три года, однако, по решению аккредитующего органа она может быть приостановлена или отозвана.

Полученные в ходе аккредитации данные будут аккумулированы в специальном реестре, обязанность по ведению которого также возлагается на Роструд. Данный реестр будет включать общие сведения в отношении каждого аккредитованного ЧАЗ и будет размещен в публичном доступе в сети интернет.

Анализ перечисленных законодательных актов (ФЗ №116, Постановление №1165), приводит к выводу, что, начиная с 2016 года, деятельность по передаче рабочей силы в наем будет вестись под внимательным контролем государства. Следовательно, во избежание претензий со стороны контролирующих органов и возможных потерь от простоя бизнеса, подготовку к получению искомой аккредитации следует начинать уже сегодня.    

Однако, тем кто не желает ввязываться в перипетии получения аккредитации, но не исключает необходимость оперативного направления (привлечения) трудовых ресурсов, не стоит забывать, что оказание конкретных услуг или выполнение работ вполне может обеспечить аналогичный аутстаффингу эффект – качественное выполнение определенного функционала временно привлеченными специалистами (аутсорсинг).

 

Уморин Н.А. юрист ООО ЮФК «Магнат»



[1] Роструд [электронный ресурс]: офиц. сайт. URL: http://www.rostrud.ru/rostrud/deyatelnost/?CAT_ID=6265



Эту страницу ещё никто не комментировал. Добавить комментарий.